Заслуженный работник высшей школы РФ. Доктор технических наук. Профессор.
Родился 8 февраля 1944 года в пос. Рыбновске Сахалинской области.
1964–1969 – обучение в Казанском авиационном институте.
1969–1982 – работа в опытном конструкторском бюро авиационного моторостроения СНТК им. Н.Д. Кузнецова (Куйбышев, ныне – Самара). Молодой учёный активно включился в доводку, а затем и в проектирование форсажных камер сгорания (ФКС), двухконтурных воздушно-реактивных двигателей (ДТРДА) НК-144 и НК-22 для сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144 и сверхзвукового истребителя-бомбардировщика.
В этот период был выполнен большой объем экспериментальных работ на моделях форсажной камеры, полноразмерных форсажных камерах в термобарокамере, на двигателях в составе летающей лаборатории и самолетов ТУ-22, ТУ-144. Был определен ряд закономерностей сжигания неоднородной топливно-воздушной смеси в сложных условиях форсажных камер ДТРДФ.
1978 – защита диссертации на степень кандидата технических наук.
С 1982 – работа в ТПИ-ТГУ:
1984–1998 – заведующий кафедрой начертательной геометрии и черчения,
1995 – защита докторской диссертации,
1998–2005 – проректор по науке,
1998–2012 – заведующий кафедрой «Тепловые двигатели»,
с 2012 – профессор кафедры «Тепловые двигатели».
Один из ведущих специалистов ТГУ, принимавший непосредственное участие в разработке новейших конструкций авиационной и ракетной техники, внедрении результатов исследований в учебный процесс. Им создана научная школа, одним из направлений которой является охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
Создал 5 научных подразделений, осваивающих 7 млн. руб. в год, организовал отдел по координации научно-исследовательских работ с АВТОВАЗом. Договорное финансирование возросло с 6 до 27 млн. руб. Работу по организации деятельности научного блока учёный умело сочетал с развитием руководимой им научно-педагогической школы в области снижения токсичности двигателей внутреннего сгорания. Создана полуэмпирическая модель стабилизации пламени, имеющая хорошую сходимость с результатами экспериментов как для неоднородной, так и для однородной топливно-воздушной смеси. Эти работы позволили сократить время и средства при проектировании и доводке многорежимных камер сгорания, создать способы и устройства, обеспечивающие надежную стабилизацию пламени, систем контроля и управления воспламенением и сгоранием топлива, рассчитать систему топливной подачи жидкого водорода для ракетного двигателя.
Идеи научной концепции А.П. Шайкина, получившие отражение в 330 научных работах, книгах, монографиях, учебных пособиях входят в содержание теоретико-методологических основ диссертационных исследований его последователей. Под его руководством защищено 10 кандидатских и 1 докторская диссертация.
Автор более 40 изобретений, 14 из которых использованы в конструкциях воздушно-реактивных двигателей НК и в других видах спецтехники.
В течение 7 лет являлся председателем докторского диссертационного совета по трем техническим специальностям. При его непосредственном участии в ТГУ открыта докторантура по специальности «Технологии и машины сварочного производства», лицензировано 9 новых специальностей в аспирантуре. Учениками А.П. Шайкина выиграны гранты Президента РФ, Рособразования и др. на общую сумму более 14 млн. руб., что обеспечило научное финансирование кафедры.
Награды
- Нагрудный знак «Изобретатель СССР» (1974)
- Почетная грамота Министерства образования (1998)
- Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2002)
- Золотая медаль Всесоюзного выставочного центра (2003)
- Нагрудный знак «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2006)
- Корпоративная награда «Золотое яблоко» (2010)
- Почетный знак мэра городского округа Тольятти “За заслуги перед городским округом Тольятти” (2011)
- Памятный знак «Куйбышев – запасная столица» (2016)
- Нагрудный знак самарского губернатора «За успехи в высшем образовании и научной деятельности» (2018).